"Если люди не понимают сути процесса, они не могут его улучшить."
Э. Деминг.
Часто в единоборческие секции приходят новички с главным запросом:
"КАК НАУЧИТЬСЯ СИЛЬНО БИТЬ! Чтобы одним ударом уничтожить соперника!"
Похожий запрос на универсальный управленческий прием часто возникает и у начинающих руководителей:
"КАК ТАК ПРИКАЗАТЬ, чтобы ВСЕ СРАЗУ ЗАРАБОТАЛИ КАК НАДО и НАВСЕГДА (и чтобы работало всё, желательно, само)"
Примеры для аналогии кажется взяты из разных сфер, но суть одна и та же, люди видят верхушку проблемы, видимую часть айсберга, и думают, что удалив её, все решится, и больше ничто не потревожит гладь и не окажет препятствия.
Ан нет!
Для эффективного решения необходимо расширить диапазон понимания процесса и усвоить принцип:
для наработки ОЧЕВИДНЫХ навыков надо тренировать совсем другие, казалось бы, абсолютно НЕОЧЕВИДНЫЕ компетенции.
НАПРИМЕР:
- для того чтобы стать хорошим собеседником, надо научиться внимательно слушать;
- для того чтобы победить внешнюю агрессию, необходимо развивать внутреннее спокойствие;
- а для того чтобы эффективно направлять и выстраивать орг процессы.., необходимо научиться улавливать и встраиваться в уже существующие процессы, учитывая их инерцию и потенциал.
Т.е. одним из простых правил повышения эффективности управления является привычка - НЕ ХВАТАТЬСЯ СРАЗУ ЗА ВЫЯВЛЕННУЮ или подброшенную ПРОБЛЕМУ!
ВЫВОД: ЧТОБЫ эффективно управлять, надо научиться воздерживаться от ВКЛЮЧЕНИЯ в ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ и в решение проблемных задач.
Иначе Вы рискуете упустить из виду одну из важных управленческих функций: КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА внешней ситуации и упустите глобальные процессы (как в Ералаше, про мальчика, который очень тщательно готовился к Строительству башни (см в прикрепленном видео Ералаш №25 "Серёга, выходи!" ).
Вам, конечно, покажется, что это слишком просто и не имеет к Вам никакого отношения, НО...
Понаблюдайте за своим управленческим поведением повнимательнее и, возможно, Вы заметите, что иногда бросаетесь на решение проблемной задачи даже вперед нанятых Вами же сотрудников, которые должны, по идее, сами и предлагать решение и реализовывать его... ВНИМАНИЕ! Важный момент: с ВАШЕГО РАЗРЕШЕНИЯ!
И если Вы такое заметите у себя, то тогда пусть это понимание позволит Вам заменить свою управленческую роль с РЕШАЛЫ на РАЗРЕШАЛУ.
P.S.: только хочу предупредить. Многие часто думают, что поменять поведение в управлении также просто, как и изменить поведение в межличностных отношениях (МО). Но это не совсем так.
Поясню: в МО, узнав, что кто-то Вас обманывает, Вы меняете своё поведение автоматически, так как жизненный опыт (более богатый, чем управленческий) доказывает, что без доверия невозможно прийти к счастливому будущему и это не вызывает никакого внутреннего конфликта, так как очевидна деструктивность связки ОБМАНЩИК-ОБМАНУТЫЙ.
А вот в управленческой связке СОТРУДНИК - РЕШАЛА неэффективность не очевидна.
Во-первых: хочется сразу поверить сотруднику, который говорит, что не знает что делать.
Во-вторых: роль РЕШАЛЫ - СТАТУСНАЯ, тешащая тщеславие и дающая возможность блеснуть своей опытностью, и от того она так притягательна и заманчива!
Так что, уважаемые управленцы и организаторы, будьте внимательны и бдительны не только к своим сотрудникам, но и к самим себе.
А о том, к каким еще тайным ролям мы тяготеем исходя из наших врожденных и приобретенных предрасположенностей мы поговорим на майском курсе "Работа руководителя над собой" (с начислением 36 баллов по Организации здравоохранения).